Дмитрий Тарасевич: «Мы с вами не вникаем в те законопроекты, по которым завтра предстоит жить»

Эксперт делает краткий обзор ситуации в регионах, объясняет, как бизнес может работать с органами власти, и рассказывает о проекте изменений в 171-й федеральный закон.

– Здесь достаточно сильное экспертное сообщество, и все, наверное, уже не один раз читали 171-й федеральный закон, так что я дам короткий обзор того, что происходит в регионах, а потом хотел бы сфокусироваться на проекте изменений в 171-й федеральный закон.

– Как распределяются полномочия:

 • федеральные власти задают общие принципы, что отражено в 171-м федеральном законе;

 • муниципальные власти отвечают за объекты, рядом с которыми запрещена торговля алкоголем, в том числе – пивом, и расстояние до этих объектов;

 • региональные власти, субъекты Федерации, отвечают за ограничение времени продаж и расширение списка мест, где нельзя продавать алкоголь.

– Откуда берутся ограничения? По нашему опыту, очень много жалоб идет от жителей. Неправильный, безответственный подход бизнес-сообщества – игнорирование этих жалоб и отсутствие реакции на них – приводит к законодательным ограничениям.

– Эти ограничения сильно отличаются на территории России – от 10 до 150 метров. Это говорит о том, что там, где были созданы рабочие группы из представителей бизнеса и власти, получились расстояния, которые устраивают и администрацию, и бизнес, и ритейл, и жителей. А там, где этого не происходило – получилось как получилось.

– Зачастую только 20% жалоб являются «настоящими», то есть, мешают жителям конкретной точки. Большинство жалоб – либо провокаторы, либо профессиональные вымогатели. Например, когда нужно какому-то человеку продать квартиру соседнему супермаркету. Организуется бешеный поток писем, пока власти не говорят: «Давайте вообще запретим продажу на первых этажах домов, иначе не решим эту проблему». Если не разбираться, могут возникнуть ограничения, не устраивающие всех.

– Приведу опыт, не только нашего региона, в Пензе тоже было так. Если бы законопроект был принят в первой редакции, с ограничениями и по расстоянию, и по времени, то порядка 40% участников розничного рынка вынуждены были бы потерять лицензии или закрыться. После кропотливой работы – не меньше полугода уходит, чтобы согласовать позиции бизнеса и властей – получается результат. Хотелось бы обратить внимание в регионах на опыт, как это нужно делать.

– Нужно обязательно подключать общественные организации. Торгово-промышленная палата – хороший источник и хороший проводник к органам и местного самоуправления, и законодательной власти. Общественные объединения, «Опора России» и вообще общественные советы – сейчас они есть при мэриях, при заксобраниях, при областном правительстве. Создание рабочих групп, которые инициируются коллективом либо каким-то письмом, – довольно несложный процесс, потом нарабатываются рекомендации для принятия нужных и выгодных и для бизнеса, и для жителей решений.

– Хотелось бы переключиться на федеральный уровень. Понятно, что органы местного самоуправления обладают определенными ресурсами и полномочиями, но глобально правила игры определяют федеральные власти. Поэтому хочу обратить внимание на проект изменений в 171-й федеральный закон, который готовит Росалкогольрегулирование (РАР).

– Два года с момента вступления этого закона в силу постоянно пивовары и общественные союзы писали и доносили о ситуации в розничной торговле в различные министерства, в Думу, и так далее. Этот поток писем побудил РАР сделать поправки в закон, и в 2012 году они внесли законопроект об изменении в части регулирования розничной торговли. За это время с 2012 по 2014 год были проведены процедуры оценки регулирующего воздействия, к активному участию в которой мы всех призываем.

– В верхней части слайда общественные организации и коммерческие структуры, которые мониторят возможные изменения в законодательстве и предлагают различные инициативы, внизу министерства в разных регионах. Как вы видите, список коммерческих организаций и союзов достаточно мал, список министерств достаточно широк. Это говорит о том, что мы с вами не вникаем в те законопроекты, с которыми завтра будем жить, а регуляторы отписываются – поэтому получается, что законопроект потом выходит однобоким, мнение бизнеса не всегда в нем учтено. Хотя не всё так плохо: если посмотреть официальные отзывы Минэкономразвития, в них внесены многие изменения и поправки, исходившие от бизнеса: Торгово-промышленной палаты, компаний типа MetroCash&Carry. Это официальная информация, можете посмотреть.

– Что конкретно получилось сделать?

 • в этом законопроекте предлагается запретить продажу не у всех общественных образовательных учреждений, а только у относящихся к дошкольным и начальному образованию. В текущей версии закона, по сути дела, рядом со школой танцев или йоги тоже нельзя ничего продавать. В новом законопроекте эта проблема должна быть решена;

 • медицинские учреждения: список их сужен до государственных и муниципальных объектов системы здравоохранения. Количество стоматологий и кабинетов УЗИ огромное – чуть ли не в каждом доме по два, и работать с этим очень неудобно;

 • спортивные сооружения: теперь к ним относятся только объекты недвижимости, а, например, турник во дворе – нет;

 • в этой же версии есть разрешение на продажу пива в общепите на стадионах, поездах и самолетах. Спорно – примут, не примут, но пока оно есть в проекте;

 • предлагается ввести шестимесячную отсрочку на закрытие бизнеса, если рядом с ним появился объект, рядом с которым нельзя торговать.

– Но в то же время есть некоторые вещи, которые необходимо доработать:

 • в проекте предлагается определять принадлежность образовательных учреждений по уставному виду деятельности. Нам с экспертами это кажется нереальным, так как далеко не всегда уставной вид деятельности соответствует реальному;

 • внесена избыточная норма дополнительного запрета розничной торговли на очень большом перечне объектов искусства, культуры и так далее.

– На данный момент процедура пройдена, Минэконом поддержал некоторые инициативы. Когда будет следующая, мы призываем участников рынка быть более активными, отписываться, давать предложения и как-то влиять на последующие законопроекты.

Портал Profibeer