Главная - Пресса о нас - ДМИТРИЙ ТАРАСЕВИЧ: «ЕСЛИ ЗАПРЕТЫ В ИНТЕРНЕТЕ НЕ РАБОТАЮТ, НУЖНО ПУСТИТЬ ТУДА ЛЕГАЛЬНЫХ ПРОДАВЦОВ»
Пресса о нас

ДМИТРИЙ ТАРАСЕВИЧ: «ЕСЛИ ЗАПРЕТЫ В ИНТЕРНЕТЕ НЕ РАБОТАЮТ, НУЖНО ПУСТИТЬ ТУДА ЛЕГАЛЬНЫХ ПРОДАВЦОВ»

Светлана Воронкова: — Есть еще такое предложение Росалкогольрегулирования, как внедрение так называемого журнала учета, который предусматривает учет каждой проданной бутылки. Я человек сторонний, я не понимаю: этот журнал учета будет существовать в бумажном виде или электронном? Хотелось бы, чтобы на этот вопрос ответил Дмитрий Тарасевич, генеральный директор ЧП «Артель».

 

Дмитрий Тарасевич: — Здравствуйте, коллеги. Постараюсь быть кратким – два часа сидим, уже немножко устали. Я хотел бы в своей презентации два аспекта рассмотреть. Продажу алкоголя через интернет – кратенько, проблематику поставить, и рассказать ограничения в розничной торговле текущие. Почему считаю это важным? Как сказал Андрей Губка в начале круглого стола, одним из серьезных факторов падения рынка являются ограничения торговли. Я думаю, что на это надо реагировать.

— Интернет. Куда ушли декалитры? После 2012 года все знают о сокращении рынка. Все понимают, что есть нелегальный рынок алкоголя, а вопрос о том, что в том числе в интернет ушла нелегальная торговля, пока не поднят. Хочется его поднять.

— 60 млн россиян пользуются интернетом ежедневно, 90% москвичей и 80% петербуржцев покупают что-то через интернет. Фактически торговля через интернет началась в 2013 году со введением ограничений. Собственно говоря, ограничения торговли стимулируют как раз рост этой самой торговли. Какие схемы применяют онлайн-торговцы? Не секрет, все сидят в интернете, все знают: набираешь строчку – и возникает очень много предложений всевозможных: договор беспроцентного займа (оставляете деньги, под залог получаете бутылку, если не использовали – понятно, деньги возвращаются), агентский договор (компания от имени клиента выполняет поручения – например, покупает алкоголь и доставляет его). Шедевры – это алкомагнитики, алкобрелки и алкозажигалки. То есть фактически продается сувенир, а алкоголь идет в подарок. Продажа членства в клубе – тоже интересная форма: вы покупаете членство в клубе, а вам бесплатно доставляют алкоголь. Ну и доставка алкоголя с чеком, пробитым в разрешенном месте, в том числе и через таксистов. Последний, наверное, наиболее легальный способ. Хотелось бы показать шедевры творческой мысли в интернете – люди реализуют самолётики. Покупаете самолётик авторский – и вам дают четыре бутылки пива и еще бутылку водки. На некоторых сайтах честно признаются и не стесняются это показывать: «Мы продаем дубликаты элитного алкоголя. Все, что вы не смогли найти в таких магазинах – можете купить у нас». Вот, пожалуйста, адрес сайта мы затерли, но вы легко можете это в поисковике найти.

— Соцсети – достаточно удобный способ продажи алкоголя. Группы очень быстро создаются, очень быстро раскручиваются, это такая игра в кошки-мышки. Прецедентов уголовных дел пока нет.

— Что грозит нелегальным продавцам? С одной стороны у нас в КоАПе прописаны штрафы, но они минимальные: на физических лиц – до 10 тысяч, на юрлиц – до 100. Но беда не в том, что штрафы минимальные, а в том, что юристы считают, что доказать факт торговли практически невозможно. В текущем законодательном поле это сделать нельзя – это мнение юристов.

— Как делают крупные игроки? Один из более или менее легальных способов на сегодняшний момент следующий: доставляют купленный алкоголь с чеком, который пробит в соответствующем розничном магазине, имеющем лицензию. Формально все по закону, но, скажем так, на грани этот способ.

— Почему тема такая поднимается, что с объемами рынка? Звагельский говорил в одном из интервью, что это 10% алкоголя в России, Дробиз оценивает еще большими объемами. Эксперты говорят, что фальсификат больше всего через интернет идет.

— Что в мире творится? Давайте посмотрим. США, Великобритания – рост 11% в год. По данным Nielsen, мировая торговля в 2014 году увеличилась на 17%. На самом деле это тренд, это всем удобно, в нашей жизни интернет уже сильно закрепился, и, в общем-то, это цивилизованная форма торговли.

— Хочется привести данные Всемирной организации здравоохранения о том, в каком проценте стран Европы и Центральной Азии есть ограничения онлайн-рекламы и продаж алкоголя. Если посмотреть на табличку, в 95% стран вообще нет запрета рекламы, либо есть какие-либо минимальные ограничения. Мы попали в те 5% стран Европы и Центральной Азии, где запрещена реклама. Еще обратите внимание – есть дифференцированное регулирование по разным видам алкоголя, но на самом деле в части интернета это несущественно. США, как крупнейший рынок, хочется привести: государственных ограничений нет, все пользуются (опять к теме СРО возвращаясь) добровольными ограничениями Института пива, Института вина. В интернете производитель алкоголя передает свои веб-адреса в программу «Родительский контроль» и включает их в запретные списки. Собственно говоря, это работает, и работает эффективно. Можно перенимать этот опыт. Германия. Государство контролирует только защиту детей. Саморегулируемая организация работает, ограничивают они сами себя – не показывают в рекламе пьяных, не ассоциируют алкоголь с насилием и поддерживают ответственное потребление. За нарушение – порицание и штраф до 50 тысяч евро, исключение из СРО. Это серьезно, в Германии работает, эффективно работающий рынок.

— Так что же надо сделать? Раз запреты не работают, и все мы в этом убедились, наверное, все-таки нужно легализовать, допустить реальных игроков на рынок, ну и сократится доля контрафакта. Какие предложения в связи с этим? Разрешить рекламу алкоголя только на сайтах, для входа на которые требуется регистрация с подтверждением возраста. Рекомендовать создать государственную систему родительского контроля и обязать провайдеров интернета предоставлять ее бесплатно. Как справка: такая услуга есть у Ростелекома и «большой тройки», но она платная. Было бы неплохо проявить такую инициативу.

Светлана Воронкова: — Дмитрий, скажите мне, а если легализовать эту сферу, дистанционные продажи, как это будет конфликтовать с региональными временными запретами?

Дмитрий Тарасевич: — Я думаю, что это не будет конфликтовать. Если это будет доступно розничным настоящим ретейлерам, у которых есть лицензии (то есть это не оптовое звено, а розница), они будут дорожить этой лицензией, и, скорее всего, я думаю, будут соблюдать эти нормы. Понятное дело, рынок все расставит на свои места. Но если это будет цивилизованно, я думаю, что будет работать нормально.

Светлана Воронкова: — А есть ли статистика по возбужденным уголовным делам по этой теме?

Дмитрий Тарасевич: — Насколько нам известно, пока уголовных дел нет.

< вернуться
Новости
все новости
06.12.2018

В конце ноября в Воронеже состоялся практический однодневный выездной семинар по темам: «Актуальные требования к пивоваренной отрасли в рамках действующего законодательства. Дегустация как инструмент выявления дефектов в пиве». Семинар организовал МИЦ «Пиво и напитки ХХI век» при поддержке управляющего партнера группы компаний «ТАРКОС» Дмитрия Тарасевича.

14.08.2018

Группа компаний «ТАРКОС» стала спонсором воронежского этапа фестиваля сохранения исторической среды «Том Сойер Фест».

15.06.2018

Победитель получит сертификат на 2 000 рублей. Правила конкурса – на иллюстрации.