Главная - Пресса о нас - ДМИТРИЙ ТАРАСЕВИЧ: «КАЖДОЕ УЖЕСТОЧЕНИЕ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА УВЕЛИЧИВАЕТ ДОЛЮ НАРУШИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ»
Пресса о нас

ДМИТРИЙ ТАРАСЕВИЧ: «КАЖДОЕ УЖЕСТОЧЕНИЕ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА УВЕЛИЧИВАЕТ ДОЛЮ НАРУШИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ»

17 апреля управляющий партнер группы компаний «ТАРКОС» (RUGEN, «Артель», Brewlab) Дмитрий Тарасевич выступил на съезде пивоваров в Москве с докладом «Эффект домино: что потеряли государство и бизнес из-за неэффективного регулирования пивоваренной отрасли».

Весь негатив на нашем рынке происходит по принципу домино

Каждое ужесточение со стороны государства увеличивает долю нарушителей на рынке. Появление новых нарушителей приводит к новому ужесточению со стороны государства и так далее. Каждое ужесточение как падающая кость домино – обрушает следующую, пока не разваливается вся конструкция.

Приведу пример. В 2013 году запретили продавать пиво в киосках и ларьках. Кроме того, что государство потеряло 31 миллиардов налогов и отчислений в фонды, это привело к переезду малой пивной розницы на первые этажи жилых домов.

Затем запретили продажу алкоголя после 23:00 (а во многих регионах эта планка еще жестче). Магазины стали ставить столики, чтобы продавать алкоголь после 23:00. Так появились многочисленные псевдообщепиты на первых этажах жилых домов. Их клиенты начали потреблять алкоголь на месте, начались жалобы от жильцов этих домов.

В итоге в 2017 году запретили продавать алкоголь в общепитах на вынос. Но под удар попали современные форматы баров-боттлшопов, которые оказались вне закона. И они, и многие псевдообщепиты по сути «встали и вышли» из легальной зоны, проигнорировав этот запрет.

Нелегальное пиво (его не так много, но оно есть, около 5%) появилось именно потому, что государство «сломало» рынок

Повышение акциза почти в 10 раз – один из важнейших факторов, но не единственный.

Во-первых, об этом почти не говорят, но один из важных факторов формирования серого рынка – запрет рекламы пива. Пивоварни лишились важного инструмента маркетинга, на первое место в конкурентной борьбе вышла цена.

Начались ценовые войны, акционная лихорадка и со временем мы пришли к тому, что проблема демпинга на рынке стала хронической. Заводам приходится вводить в линейку сорта по цене 30-40 рублей за литр, а для большинства заводов дать такую цену и сохранить рентабельность невозможно при 100% уплате акциза.

Во-вторых, тысячи людей в свое время открывали ИП, потому что эта форма требовала минимальной отчетности и позволяла легально вести бизнес без специальных знаний и привлечения бухгалтеров и IT-специалистов.

Но с 2013 года на бедных ипешников навесили: декларирование, журнал учета розничных продаж, ЕГАИС, онлайн-кассы, а скоро будет еще и «Меркурий». Среднестатистическому ИП пора ставить в своем магазине серверную стойку.

Причем вся эта отчетность не только дублируется (декларации, ЕГАИС и отчасти онлайн-кассы по сути фиксируют одну и ту же информацию в разных форматах). Журнал учета розничных продаж просто бесполезен, не используется госорганами и ведется только потому, что у чиновников не дошли руки его отменить. Для кого-то именно отказ от ведения бесполезного журнала стал первым осознанным нарушением закона.

У людей, которые ожидали, что смогут заниматься честным малым бизнесом, возможность существовать остается в серой зоне. А серая зона рождает спрос на серое пиво.

Что можно и нужно сделать прямо сейчас, чтобы ситуация на рынке нормализовалась

Первое – ввести минимальную розничную цену на пиво.

К сожалению, демпинг на нашем рынке превратился в хронический самоподдерживающийся процесс, а сети-дискаунтеры, которые торгуют пивом в убыток, чтобы стимулировать продажи других товаров, просто уничтожают каналы продаж малых и средних региональных заводов.

Меняется психология потребителя, если он может купить в дискаунтере пиво за 30 рублей/литр, он не будет разбираться, почему на него такой ценник. Он будет считать, что 80 рублей/литр – это уже нечестная, завышенная цена.

МРЦ на пиво позволит остановить волну демпинга, не даст дискаунтерам уничтожить цивилизованные форматы пивной розницы, лишит «серое» пиво и «серых» производителей ценового преимущества на полке.

Второе – ввести минимальную загрузку мощностей предприятия.

В законе сейчас есть положение о том, что водочные заводы должны работать как минимум на 25% своей мощности, чтобы у них не отозвали лицензию. Нужно перенести этот принцип на пивоваренную отрасль, чтобы у производителей не было в принципе возможности уйти в полностью черную зону

Третье – нужно сохранить возможность рекламы пива в СМИ после 2018 года и легализовать рекламу пива в интернете.

Мы все понимаем, что когда государство забирает у бизнеса легальные инструменты конкуренции, он начинает искать им замену. Чем больше у рынка будет возможностей легальной конкуренции, тем меньше будет спрос на серые схемы.

И четвертое – сейчас это звучит как утопия, но об этом нужно говорить. Нам нужно снизить средний акциз на пиво с 21 рубля до 15 рублей хотя бы за счет его дифференциации. Это просто ненормально, что при нынешней покупательской способности нашего населения мы платим один из самых дорогих акцизов в мире.

Если управлять рынком правильно, можно увеличивать доходы и бизнеса, и государства. Если упрямо пытаться загнать всех под одну гребенку, и государство и бизнес продолжат терять деньги.

< вернуться
Новости
все новости
15.06.2018

Победитель получит сертификат на 2 000 рублей. Правила конкурса – на иллюстрации.

06.06.2018

В Сочи завершился дегустационный конкурс на 27-ом международном форуме «Пиво-2018».

06.06.2018

Мир! Труд! Май! Шашлык! Последний месяц весны выдался по-летнему жарким, поэтому во время выходных воронежцы старались выбираться из душного города на просторы природы. А какое дачное застолье без ароматного и вкусного шашлыка!